вКонтакте twitter Facebook tumblr

Не все йогурты одинаково полезны, или о правильной привычке сравнивать

Пятничный вечер. После открытой лекции одна из будущих учениц, как раз записывающаяся на Основы, огорошила меня неожиданным заявлением:
— А я теперь знаю, в чем состоит преимущество экспресс-курсов!
— ?!
— Ну вот раньше, когда я только приобрела фотоаппарат, я думала, что 12000 за курс Основ — это очень дорого. А после пары экспресс-курсов поняла, что это очень даже доступно… (с)

Собственно, хотелось бы прояснить два момента по поводу курсов Основ, коих в славном городе Санкт-Петербурге очень много: момент ценообразования и момент содержания.

По поводу стоимости, всё просто: не всё, что выглядит недорогим, таковым является. Реальная стоимость образования — это не то, что указано на рекламном баннере курса, а стоимость академического / астрономического часа. Поэтому — считаем, граждане. Хотя этот момент имеет меньшее значение, потому как подавляющее большинство предложений находятся примерно в одном и том же ценовом коридоре (200-300 рублей за астрономический час).

А вот что несравнимо более важно, так это содержание программы. Недавно на нежно любимом нами ресурсе Photo-study заработал сервис подбора курса обучения из множества предложений по Санкт-Петербургу. Соответственно, в разделе для новичков по занятиям в группе для Питера размещено 56 курсов по основам фотографии. И лишь немногие из них (особенно после отбрасывания ереси в виде онлайн-курсов) превышают по продолжительности 6-8 занятий. Очень много предложений по 4-6 занятий. Эти курсы выглядят доступными по цене (потому что смотри выше) и потому — привлекательными.

Но в реальности за эти 4-6-8 занятий новичок не может получить достаточную базу. Новичку нужно не только в полном объеме уложить в голове теорию, но и отработать её на практике, привить полезные практические навыки, которым прямая дорога в автоматические — правда, это случится гораздо позже, через много месяцев съемки. При этом, для полноценного старта мало рассмотреть функции фотоаппарата: как мы неустанно повторяем, вопрос «как снимать?» — это самая малая из бед. Самая большая проблема, на разрешение которой требуется куда больше времени, — это ЧТО снимать. Как искать и выбирать объект съемки, как организовывать кадр и работать со светом, и наконец, ЗАЧЕМ вообще снимать, с какой целью снимать крышку с объектива, — вот что главное.

Соответственно, студентов нужно учить анализировать снимки, опираясь на принципы восприятия плоскостного изображения сознанием; нужно приучать их следить за массами и линиями в кадре, за светотеневым рисунком на объекте съемки, за отсутствием досадных мелочей и ошибок. Нужно много практиковаться, чтобы они освоили принципы съемки разных объектов и сюжетов (предметов, портретов, среды) и с разным освещением. Нужно, в конце концов, дать им хотя бы основы обработки файлов — потому что цифровое изображение в любом случаем является полуфабрикатом и требует доработки (несмотря на то, что всегда лучше сделать максимум работы при съемке, нежели потом в процессе обработки).

И после этого всего, после многих часов практики, домашних заданий и самостоятельных работ, постоянно сопровождаемых надзором преподавателя, который будет ласково пинать и указывать на ошибки, снова и основа отвечая на вопросы, — только тогда можно быть уверенным, что по выпуску проучившиеся люди смогут пристойно выполнять хотя бы простые фотографические задачи: снять близких и друзей, поснимать в отпуске и на прогулке, зафиксировать какое-то событие и т.д. Ни о какой «профессиональной» работе, естественно, даже после этого обучения не может идти речь: это вопрос куда больших знаний, обширных навыков и более осознанного понимания.

Но увы и ах — далеко не перед всеми стоит задача НАУЧИТЬ. Для многих организаций, очевидно, более приоритетной задачей является собственная прибыль. Значительно проще продать «привлекательный» по цене короткий курсик, после которого человек получит недостаточно, чем дать хотя бы минимально необходимый объем за более высокую цену. А как гордо потом люди говорят о том, что они проучились на 2-3 курсах, — хотя в реальности им за них не дали и того, что должны были бы дать за один!

Поэтому, граждане, — считайте и смотрите на программу. Если вам собираются 6-8 занятий лить воду про одни только объективы, выдержки и диафрагмы, обделяя практикой в студии и не в студии — это не здорово. Вам нужна практика. А также композиционно-аналитическая часть и основы обработки. Если же в курс из 12-16 занятий умудряются помимо Основ впихнуть еще свадебную съемку и прочие сугубо профессиональные вопросы, — это тоже профанация, после месяца-двух обучения можно стать только свадебщиком-дилетантом (а их и без вас хватает).

Каждому уровню развития нужны свои задачи и цели. Новички — осваивают базовую теорию, отрабатывают её на практике и закрепляют навыки, учатся организовывать кадр и видеть составляющие (а также ошибки) плоскостного изображения. Продолжающие — работают с более сложными техническими задачами, с особенностями съемки разных сюжетов внутри одной темы, с тонкостями обработки, начинают отвечать на тот самый вопрос «ЗАЧЕМ?», а также определяются с приоритетами развития и работают над появлением собственного стиля. А вот чтобы стать профессионалом, придется практиковаться не один год до автоматизма, а также «прочитать много умных книжек», точнее — значительно расширить свои общие познания о фотографии как искусстве и индустрии, её месте в культуре в целом, её связях с другими сферами искусства и деятельности, и так далее, и тому подобное.

Мария Хуторцева

Мария Хуторцева

Фотография — такая же профессия, как и все остальные, и ей тоже нужно учиться: долго и старательно. Фотография — такое же прикладное искусство, как и прочие (музыка, танец, изобразительные искусства), и так же требует длительного установления навыков. Поэтому — берегите своё время и деньги, сравнивайте, ходите на открытые мероприятия, задавайте вопросы, ищите тех преподавателей и те места, которые действительно хотят вас учить. И — развивайтесь. Хватит уже плохой фотографии, её и так слишком много.

P.S. С отдельной сердечной болью хочется заметить, что, когда на рекламном баннере фотокурсов студенты неправильно держат фотоаппарат, — это очень много говорит о содержательности этих самых курсов и подходе школы в целом.