вКонтакте twitter Facebook tumblr

Теория фотографии

Лекционный модуль «Большого курса фотографии»

На курсе «Теория фотографии» мы поговорим о фотографии, в том числе за пределами художественных снимков, узнаем, какие функции несет фотоизображение в современной культуре, какие этические законы действуют в этой области, чем фотография похожа на идеальную тюрьму и почему семейные альбомы и альбомы «вконтакте» утаивают печальные моменты нашей биографии. Наш разговор будет находить точки опоры в основных текстах, накопленных за историю теоретического осмысления фотографии как феномена культуры.

Для качественного изучения материала, в том числе рекомендуемой литературы, занятия будут проводиться раз в две недели.

Преподаватель(ли):
Мария Гурьева
Мария Гурьева
Курс Личное: Теория фотографииДата проведения: предварительный набор
Cтоимость обучения: 4 800 / 4 000 для выпускников Школы
Продолжительность: 4 занятия (16 ак.часов)
Примечание: Обратите внимание, что занятия будут проводиться раз в две недели.

Программа:

1 занятие. 

Фотография — искусство или тиражный продукт.
Что такое массовая культура. Идея массового воспроизведения искусства и фотография как тиражный медиум.
(читаем В.Беньямина «Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости» )

Практики и ритуалы массовой фотографии.
Что такое массовая, частная, популярная, «вернакулярная» фотография. Какие социальные функции выполняет фотография. Обман, оптимизм и маскарад массовой фотографии.
(читаем о П.Бурдье и его труде «Фотография — искусство средней руки»)

2 занятие.

Автобиографическая и историческая память в фотографии.
Как возникает память. Мемориальная функция фотографии. Фотография — опора или замещение памяти.
(читаем В.В.Нуркову «Зеркало с памятью»)

Фотография и работа души.
Почему некоторые фотографии «цепляют» нас и от чего это зависит? Р.Барт и индивидуальный опыт восприятия фотографии.
(читаем «Камеру люцида» Ролана Барта)

3 занятие.

Сообщение фотографии.
Что такое «коммуникация» и каким образом фотография может передавать сообщение. Каков механизм передачи смыслов в фотографии — на примере рекламной фотографии.
(читаем «Риторику образа» Р.Барта)

Этика фотографии.
Что такое этика. Этика взгляда, этика фотографирования, этика показа. Почему фотографии дозволено меньше, чем живописи. Какие этические правила существуют для фотографа.
(читаем С.Зонтаг «Когда мы смотрим на боль других»)

4 занятие.

Всевидящий фото-глаз.
Что такое «паноптикон» и каким образом наблюдаемый дисциплинирует себя сам. Режим видения равно контроль. Фотография как инструмент каталогизации, типизации и контроля из лучших побуждений. Социальные сети и мобильные приложения — наш «Большой брат». Эфемернет.
(читаем Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы»)

 Гламур и зависть.
Мифология современной рекламной фотографии. Что такое «гламур» и как реклама использует механизм социальной зависти. Чем связаны между собой коммерческая фотография и масляная живопись. Может ли искусство быть «коммерческим».
(читаем Д.Бергера «Искусство видеть»)

Курс Личное: Теория фотографииДата проведения: предварительный набор
Cтоимость обучения: 4 800 / 4 000 для выпускников Школы
Продолжительность: 4 занятия (16 ак.часов)
Примечание: Обратите внимание, что занятия будут проводиться раз в две недели.

Литература к курсу:

  • Р.Арнхейм.  Искусство и визуальное восприятие.
  • Р.Барт. Риторика образа.
  • Д.Бергер. Искусство видеть.
  • В.Беньямин. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости.
  • С.Зонтаг. Когда мы смотрим на боль других.
  • Р.Барт. Camera lucida.
  • П.Вирильо. Машина зрения.
  • В.Флюссер. За философию фотографии.
  • Е.Петровская. Непроявленное.
  • В.Нуркова.Зеркало с памятью.
  • P.Bourdieu. Photography: Middle Brow Art.
  • N.Mirzoeff. What Is Visual Culture?
  • G.Batchen. Each Wild Idea.
  • М.Фризо. Новая история фотографии

Для зачисления в группу собеседование не требуется.