вКонтакте twitter Facebook tumblr

У истоков русской фотографии: Карл Булла

Карл Карлович Булла (Carl Oswald Bulla) родился в прусской провинции Силезия, в маленьком городке Леобшютц, 26 февраля 1855 года в семье купца. Российская история фотографа начинается, по разным источникам, в десяти- или двенадцатилетнем возрасте, когда он попадает в Санкт-Петербург. Здесь он устраивается посыльным на предприятие по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюнант». Карл Булла был старательным работником, поэтому вскоре он стал работать в лаборатории, где непосредственно производили фотопластинки, затем его приняли в ученики. Он всерьез увлекся фотографией и без устали практиковался, как в съемке, так и в освоении технологий.

Свое первое фотоателье Карл Булла открыл в 1875 году на Садовой в доме № 61.  Стоит отметить, что в то время конкуренция среди фотоателье была очень высокой: на Садовой, Невском проспекте и других центральных улицах располагалось более 100 ателье, где можно было сфотографироваться. Тем не менее, за молодым фотографом скоро закрепилась слава великолепного портретиста, и его лаборатория приобрела большую популярность у столичной публики. Портреты в его исполнении отличались нехарактерной для той эпохи естественностью и непринужденностью. Как вспоминают очевидцы, Булла стал первым фотографом, который просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!». Он разговаривал со своими клиентами во время съемки, делился светскими и городскими новостями, шутил. Карл Карлович отличался потрясающей коммуникабельностью и без труда мог разговорить и расположить к себе незнакомых людей.

Фотопортрет от Буллы становится не только модой, но и признаком хорошего тона, даже делом чести для многих.  Стало доброй традицией – в знаменательный день или просто ежегодно отправляться «к Булле», в его роскошный, по-купечески богатый салон. Сделать свой портрет у прославленного мастера стремились представители всех сословий петербургского общества: от студентов до дворянства. Среди его клиентов – Ф.Шаляпин, А.Блок, М. Горький, В.Стасов, А.Куприн, Л.Толстой, А.Чехов, К.Чуковский и император Николай II.

Булла - Толстой.1902 Булла - Бехтерев Булла - Николай 2 Булла - Шаляпин

Но Булла не ограничивался только павильонной съемкой. Получив в Министерстве внутренних дел официальное разрешение на проведение «всякого рода фотографических работ вне дома, как то: на улице, квартирах, в местах ближайших окрестностей Петербурга», Карл Карлович, будучи уже официально российским подданным, начинает плотно заниматься уличной фотосъемкой. Именно его позже назовут «отцом отечественной репортажной фотографии».

Булла - Жители Петербурга наблюдают солнечное затмение. 4 апреля 1912 Булла - На Невском Булла - Петербургские модницы. 1900-е.

Как вспоминал Карл Карлович, он снимал все; «архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества. Моментальные снимки спорта всякого рода, лошадей, собак и других животных». У Карла Буллы было много «агентов» по всему городу. Именно они сообщали о всевозможных происшествиях, и это позволяло ему оказываться очень быстро со своей камерой там, где требовалось запечатлеть что-то важное или интересное.

Булла - Охтинский мост им. императора Петра Великого. Молебен по случаю его открытия. 21 10 1911г. Булла - Столовая для бедных. Петербург. Гавань. 1911 г. Булла - обрушившийся Египетский мост. 1905

Помимо съемок, Карл Карлович занимался и коммерческой деятельностью. Он изобрел и запатентовал способ нанесения светочувствительной эмульсии и открыл собственную фирму по производству желатиновых пластинок. В газетах печатались объявления: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С. Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок». Его пластинки пользовались большим спросом не только в Российской империи, но и за границей. Почему Карл Карлович впоследствии закрыл это производство, приносившее ему немалый доход, история умалчивает, но в «Русском фотографическом журнале» отмечают сей факт: «В последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Булла были превосходны, и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства».

Карл Булла сотрудничал со многими популярными тогда иллюстрированными изданиями: «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы». По фотографиям Карла Карловича в разных изданиях выпущено более 1000 открыток с видами Санкт-Петербурга. Также его фотографии использовались и в оформлении книг и путеводителей. Ему эксклюзивно было доверено иллюстрировать юбилейное издание, посвященное 200-летию города, “Невский проспект”, где он представил Панораму современного Невского проспекта, сфотографировав каждый его дом.

В 1910 году за цикл фотографий сиротских домов Карлу Булле было присвоено звание потомственного почётного гражданина Санкт-Петербурга, которое распространялось на прямых наследников. Он — обладатель таких престижных званий, как: Поставщик двора великой княжны Марии Павловны, официальный фотограф Императорской Публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского пожарного общества, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Фотограф Императорского двора, Фотограф Санкт-Петербурга. Ему была присуждена награда «Крест румынской короны» и персидский «Орден льва и солнца».

Булла - Групповой портрет членов общества велосипедистов. до 1917г. Булла - Пожарный расчет Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербургской Рожарной Команды. 1910 Булла - Демонстрация на Марсовом поле 1917

Карл Булла вёл активную выставочную жизнь: был участником первой в России фотографической выставки в Петербурге в 1888 году, Франко-русской художественно-ремесленной и кустарной выставки в Петербурге в 1899 году, Международной выставки в Дрездене в 1909 году, Второй Международной выставки журнала «Фотографические новости» в 1912 году и Международной выставки печатного дела и графики в Лейпциге в 1914 году.

Последнее свое фотоателье, по адресу Невский проспект, дом 54, Карл Булла открывал уже как общепризнанный мастер. Оборудованное по последнему слову техники и расположенное в наиболее престижном месте, оно продолжало пользоваться большой популярностью у жителей.

В 1916 году (по другим данным — в 1917) Карл Карлович Булла передал свое дело сыновьям Виктору и Александру и уехал в Эстонию, на остров Эзель (теперь Сааремаа), где учил соседских мальчишек фотографии и снимал этнографический материал про остров. Здесь он и умер в 1929 году.

Булла - Карл Булла и его сыновья

Виктор и Александр Булла продолжили дело отца, хотя после революции фотосалон работал уже в качестве государственного учреждения. Однако дальнейшая судьба сыновей великого мастера была трагична. Александр Булла в 1928 году был арестован и отправлен в ссылку, где скончался в 1934 году. Виктор Булла снимал события революции в октябре 1917 года, создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Сталину, был по существу штатным фотографом Смольного. Однако по ложному доносу в июле 1938 года он был арестован, а в октябре того же года – расстрелян.

Сотрудниками НКВД у семьи Буллы был конфискован результат их творческого труда – негативы, накопленные за десятилетия кропотливой работы. Часть негативов была варварски уничтожена при обыске, оставшиеся негативы были изъяты. В настоящее время снимки семьи Буллы составляют основу коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов, представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Российской национальной библиотеки, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, а также частных собраниях.

В 2002 году в  знаменитом фотосалоне на Невском, 54 проведена масштабная реконструкция, позволившая воссоздать для города мемориальное помещение фотосалона Карла Буллы. В помещениях нового фотосалона действует Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, ставящий своей задачей изучение и популяризацию отечественной фотографии ХIХ – первой половины ХХ века, работает музей, в котором хранится множество документов и старейшее фотооборудование.

 

Статью подготовила: Наталья Кореновская