вКонтакте twitter Facebook tumblr

У истоков русской фотографии: Сергей Левицкий

Сергей Львович Левицкий (1819 – 1898) — русский мастер фотоискусства, один из пионеров фотографии в России, посвятивший всю жизнь любимому делу.

Как это часто бывает, по настоянию родителей, Сергей Львович окончил юридический факультет Московского университета, хотя больше интересовался естественными науками. После выпуска из университета, в 1839 году, он поступил на службу чиновником министерства внутренних дел в Петербурге. В это же время он узнал о дагеротипии и стал активно знакомиться с этой новинкой.  Во  время инспекционной поездки в 1842 году на Кавказ, Левицкий знакомится с Ю. Ф. Фрицше. Будущий академик-химик привез с собой дагеротипный аппарат и, узнав, что Левицкий увлекается фотографией, поручил ему практическую съемку достопримечательностей и видов.

После этой экспедиции Левицкий окончательно решает посвятить себя фотографии, выходит в отставку и вместе с женой отправляется в длительное путешествие по Европе.  Он посещает в Сорбоне лекции по физике и химии, знакомится с известными учеными и лично с Луи Дагером, наблюдает за первыми опытами цветной фотографии, активно общается с фотографами того времени, в том числе и с американскими.

Помимо изучения уже известных технологий, Сергей Львович занимается собственными исследованиями. Например, пробует снимать дагеротипные портреты при свете вольтовой дуги. Именно Левицкий ввёл в дагеротипный способ печати бромирование, что позволило заметно облегчить и улучшить процесс обработки. Ему же принадлежит идея использовать для обозначения самого этого процесса русский термин «светопись». В 1847 году по его рисункам была сконструирована камера с мехами, позволяющая менять формат получаемого изображения. Левицкий — один из первооткрывателей коллажа: он предложил размещать модель на фотокарточке в двух разных позах, как будто, например, фотографируемый разговаривает с самим собой, пожимает себе руку или играет на фортепьяно и одновременно слушает собственную игру. Двойные портреты очень быстро вошли в моду.

Герцен против Герцена

Революционные события во Франции вынудили Левицкого вернуться на родину, и 22 октября 1849 года он открыл «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого» в Петербурге, на Невском проспекте. Здесь он первым предложил идею искусственного освещения в условиях студии.

С 1852 года Левицкий стал работать для высочайшего двора. В Зимнем дворце он снимал императорскую чету Николая I с супругой, коронацию Александра II в Москве, за что получил звание «Фотограф их Императорских величеств».

Alexander_II_and_his_dog_Milord_1870_by_Sergei_Lvovich_Levitsky 1888._Семья_императора_Александра_III 1865._Цесаревич_Александр_Александрович

Его ателье, называвшееся в то время «Светопись Левицкого»,  приобрело широкую известность в столице, в нём были увековечены многие деятели русской культуры. «Коллекция портретов русских литераторов», созданная Сергеем Львовичем, известна почти всем с уроков литературы — портреты русских писателей второй половины XIX века  – это репродукции с фотографий Левицкого.

д

тютчев ф.и.          н.в.гоголь

В 1858 году Левицкий получает приглашение открыть свой фотографический салон в Париже и снова переезжает туда с семьей. Студия Левицкого в Париже была очень популярна. Частыми гостями у него были многочисленные русские эмигранты.  Журнал «Фотограф» писал о нем: «Сергей Львович, владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются».

Левицкий сделал целую коллекцию портретов императора Наполеона III и членов его семьи в разных позах, отдельно и группами, в экипажах и верхом на лошадях, которые очень понравились всему семейству. За это Левицкий получил статус «фотографа императора», а через некоторое время был принят в члены Парижского фотографического общества.

В начале 1865 года Левицкий приглашен в Ниццу для фотосъемки портретов жены царя Александра II и его старшего сына. История умалчивает о том,  что именно произошло во время общения с царствующими особами, известно одно – после данной съемки фотограф спешно ликвидировал ателье в Париже и летом того же года окончательно вернулся в Петербург, где продолжил активную деятельность.

Левицкий был награждён многими иностранными и русскими орденами и медалями; неоднократно получал высшие премии на международных фотовыставках. По приглашению Министерства финансов он был «экспертом по светописи» на трёх Всемирных выставках; также был членом жюри Международной парижской выставки 1878 г., первой в России фотографической выставки в Петербурге (1888), активно печатался в журналах. Он один из основателей V Отдела по светописи и её применениям при Русском техническом обществе.

Левицкий первым использовал техническую ретушь негатива, устраняющую мелкие дефекты фотоматериалов. Но он был резко против ретуши «угодливо-декоративной, угождающей неразвитым художественным вкусам заказчиков». Манере Левицкого свойственно глубокое проникновение в характер портретируемого при точной фиксации его индивидуальных черт.

В своем творчестве фотомастер всегда оставался реалистом. Он не льстил портретируемому и вместе с тем преодолевал «механическую копиистику». В портретных работах самого Левицкого ощущалась монументальность, мягкость контуров и всего освещения. Естественность поз заставляла забывать о том, что модели позировали в ателье. Несмотря на длительность выдержек, портреты отличаются большой внутренней динамичностью.

Он снимал  портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 секунд, что стало серьёзным достижением для того времени. «В соединении двух светов,— писал Левицкий,— мы найдем критериум художественного освещения, решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».

Последние несколько лет жизни Сергей Львович тяжело болел, но при этом продолжал принимать активное участие в жизни V Отдела по светописи. В 1898 году его не стало, ателье перешло сыну, с которым они трудились совместно.  В 1912 году фирма «Левицкий и сын» закрылась, а через два года умер и Лев Левицкий. Коллекция портретов, составлявшая, по отзывам современников, более 6000 снимков, не сохранилась. Работы фирмы Левицких, рассеянные по различным хранилищам, включаются в разнообразные фонды, поэтому их поиск сильно затруднен.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна. 1896 г. 640px-Russian_writers_by_Levitsky_1856 1889_Цесаревич Николай Александрович

 

 

Статью подготовила: Наталья Кореновская