Top.Mail.Ru

Андреас Гурски: один из самых высокооплачиваемых фотохудожников в современном мире

«Я фотографирую с точки зрения некоего исследователя, который наблюдает мир на расстоянии, изучает его и пытается понять его конструкцию, логику его развития».
Портрет Андреаса Гурски, 2012. Автор фото: David Kregenow
Андреас Гурски (Andreas Gursky) — один из главных представителей Дюссельдорфской фотошколы, ученик Хиллы и Берндта Бехер, родился в восточной Германии в 1955 году. Будучи сыном профессионального рекламного фотографа, Андреас рано начал увлекаться фотоискусством. Еще до окончания средней школы Гурски приобрел технические навыки и познакомился с основами фотографии благодаря урокам отца. Когда Андреасу было 2 года, семья переехала в Дюссельдорф, а затем в Эссен. Там в 1977 году Андреас Гурски поступил в Школу Фолькванг и учился у мастера психологического портрета Отто Штайнерта. А 1980 году он сделал фотографию своей кухонной плиты, которая стала первой из его опубликованных работ.

После окончания престижного заведения Андреасу пришлось работать таксистом, так как он не смог сразу найти применение своим знаниям. Ему помог фотограф Томас Штрут, и в 1981 году юношу приняли в Дюссельдорфскую академию искусств.
«Газовая плита», 1980
В Дюссельдорфской академии Андреас Гурски учился у концептуальных фотографов Бернда и Хиллы Бехер, которые прославились благодаря съемке серий промышленных объектов. Одногруппниками Гурски стали будущие успешные фотографы: Кандида Хофер, Томас Руфф, Томас Штрут (тот самый, который помог ему в период работы таксистом) и Йорг Зассе. В 1982 году Андреас создал свою первую масштабную серию фотографий. Он снял офисных рабочих и назвал проект «Desk Attendants».
Постепенно Андреас Гурски начал экспериментировать с размером фотографий и масштабом композиций. В период с 1988 по 1989 годы его коммерческий успех стал возрастать благодаря стремительно возросшему международному интересу к искусству фотографии и пику славы его учителей из дюссельдорфской школы. В 1988 году прошла первая персональная выставка Андреаса Гурски в Берлинской галерее Galerie Johnen & Schöttle. А через год его работы были выставлены в музее Museum Haus Lange в немецком городе Крефельд. В то время внимание Гурски было больше сконцентрировано на снимках природы.

После периода увлечения природой фотограф сконцентрировался на жизни мегаполисов. В 1990 году Андреас отправился в путешествие по городам Азии, Европы и Америки. Там он фотографировал жилые дома, заводы, отели и офисные здания. Гурски максимально качественно подошел к планированию поездки: он продумал все кадры и места посещения, вплоть до ракурса съемки конкретных зданий. Работы из этих путешествий были напечатаны на фотобумаге самого большого размера, который только можно было найти в то время. На этих изображениях показан мир 90-х годов ХХ века. Андреас Гурски затронул темы технологичности, глобализации и размывания границ личного пространства.
«Мир 1990-х огромный и всеобъемлющий. Это стремительно развивающийся мир хай-тека и глобализации, где безымянный человек — всего лишь один из тысяч ему подобных».
В начале 2000-х Андреас Гурски начал еще сильнее увеличивать масштабы своих работ. Для этого он стал совмещать листы фотобумаги, чтобы сделать изображения больше, чем самый большой стандартный размер 183 х 457 см. Кроме того, фотограф увлекся цифровой ретушью, с помощью которой он стал устранять лишние детали, изменять цвет и добавлять элементы для лучшей передачи своей идеи в кадре. Это также помогло ему совмещать несколько фотографий, чтобы получить кадры огромного размера. В 2001 году Андреас Гурски сделал фотографию Рейна, которая впоследствии была продана с аукциона за рекордную сумму 4,3 миллиона долларов США. После этого Гурски попал в число самых дорогих фотографов мира.
Для создания итогового изображения фотограф использовал разные инструменты ретуши, убрав электростанцию на заднем плане и человека с собакой на переднем.
Рейн II, 2001
С 2010 года Андреас Гурски уже сам является профессором Дюссельдорфской академии и преподает своим ученикам. Его работы покупают частные коллекционеры и выставляют лучшие музеи мира. Основные объекты его внимания в творчестве — архитектура, дикие пейзажи и толпы людей (как он говорит, «человеческий вид»). Он продолжает работать с грандиозным масштабом и выверенной композицией, создавая полотна, подобные монументальной живописи.