Top.Mail.Ru

Чарли Чаплин на съемочной площадке

Фотографии Юджина Смита
В 1951 году фотограф У. Юджин Смит отправился в Лос-Анджелес с пятинедельным заданием для журнала LIFE: запечатлеть Чарли Чаплина во время съемок его фильма «Limelight».

Фотограф еще в юности дал личное обещание, которое он исполнял на протяжении всей своей карьеры: «придерживаться высочайших стандартов истины любой ценой». Поэтому неудивительно, что и в этом репортаже Чаплин — не только веселый мим на съемочной площадке, но и измученный пожилой мужчина, противостоящий трудностям личного и профессионального характера.
Чарли Чаплин на съемках своего фильма «Limelight». Голливуд. 1952.
Здесь, пожалуй, стоит немного обозначить контекст. В это время Чаплин стремился сохранить свою значимость в быстро меняющейся киноиндустрии. После того, как в 1931 году он сопротивлялся введению звука, его новый сатирический опыт в роли Гитлера в «Великом диктаторе» (1940) был неоднозначно принят в американском обществе. Одновременно ходили обвинения в причастности Чаплина к антиамериканской деятельности, а его виза в США была аннулирована после того, как он покинул страну для премьеры в Лондоне. Кроме того, иск об отцовстве от актрисы Джоан Барри привел к охлаждению любви публики. Тем не менее, вместо того, чтобы поддаться давлению и снять еще один политический фильм, в 1952 году Чаплин снял «Limelight», свою самую рефлексивную и личную работу.
Сюжет фильма сосредотачивается на танцовщице Терри, чью попытку самоубийства предотвращает Кальверо, неудачливый пьяница, который когда-то был знаменитым клоуном. Благодаря заботе о Терри, Кальверо восстанавливает уверенность в себе и чувство собственного достоинства и, в конце концов, возвращается на сцену для одного финального, рокового выступления. На протяжении всего фильма есть отсылки к личной жизни Чаплина: его упадок сил, охлаждение публики, его отношения с молодой женой и даже разрыв с его давним сценическим партнером.

«То, что мистер Чаплин рассказывает в этом фильме, - сказал Босли Кроутер в выпуске The New York Times за 1952 год, - это просто история о великом комике из английских мюзик-холлов, карьера которого пошла на спад».
Фотографии Смита, прежде всего, трогательны и прекрасно передают происходящее и на площадке, и в душе героя. Чаплин больше не юный, буйный уличный мальчишка, вертящий тростью, он выглядит почти мрачно. Сидя у зеркала, он ныряет в свой огромный воротник, наклоняет голову, хмурится и покорно смотрит на свое отражение. Может быть, это момент воспоминания о былой жизни, когда не было насущных проблем и невзгод. Легкая ухмылка на его лице — смирение или победа? Возможно, это Кальверо смотрит на него в ответ. А возможно, маска давно сброшена и мы видим истинное лицо артиста. Кого мы видим перед собой?