Колонка руководителя: о дистанционном обучении

Этот год безусловно можно назвать годом триумфа удаленного образования. Ну, во-первых, учиться чему-то полезному, сидя дома на диване, гораздо эффективнее, чем пытаться загорать на том же диване (с отпусками, путешествиями и прочими морями в этом году не сложилось). А во-вторых, в принципе всё ускоряющийся ритм жизни зачастую не оставляет возможности куда-то регулярно ездить, чтобы чему-то научиться очно. Вот и остается — осваивать удаленное обучение. Но насколько оно эффективно, чем отличается от очного и что нужно сделать, чтобы и правда научиться?

Основная разница между очным и дистанционным обучением в степени ответственности самого студента. Потому что очное обучение вполне может быть пассивным: вы приходите на занятие, и если не отвлекаетесь в процессе, обязательно что-то да запомните. А вот с дистанционным (особенно, когда оно реализовано просто доступом к каким-то учебным материалам) гораздо сложнее, потому что вы должны выделить себе (в первую очередь в своей голове) время, место и условия, чтобы заниматься образованием. И к этому правда нужно подойти ответственно. Не выйдет ничего путного, если вы будете смотреть лекции, одновременно разговаривая по телефону или просматривая ленту инстаграма. И поэтому в любом процессе очень важна дата окончания — тот самый дедлайн. В случае с образовательной деятельностью — дата, когда вы должны завершить курс и освоить намеченные навыки. Если такой даты не будет, велика вероятность, что учебные материалы лягут мертвым грузом на дно вашего жесткого диска или в глубины закладок в браузере и никогда оттуда не поднимутся на поверхность.

А ещё очень важная штука — живой разговор с преподавателем. Очень ограниченный объем тем можно выдавать только видео-лекциями (это может быть какая-то прикладная инструкция, которую можно будет посмотреть в три часа ночи, когда вам надоест искать мотивы Эдуарда III, побудившие его начать столетнюю войну). В остальных случаях разговор с живым человеком позволяет не только определить те самые даты, к которым вы должны осознать учебный материал и подготовить вопросы, но и вообще организует ритм учебного процесса (который не дает по каким-либо причинам из этого процесса выпасть).

ТотСамыйШкАФ долго собирался выйти в онлайн-среду, причиной тому было много иногородних студентов, которые и хотели бы у нас учиться, но не имели возможности переехать в Петербург (хотя вот на Большом курсе у нас есть иногородние студенты, переехавшие специально). Поэтому с этого года мы постепенно приходим и в онлайн среду, соблюдая максимально тот уровень образования, который считаем правильным.

Понятно, что условия будут разные (в онлайн-курсе мы при всем желании не можем обеспечить студента студийным временем), но и задачи курсов тоже разнятся. А какие-то темы вообще в дистанционной форме идут лучше, чем очно. Ту же обработку удобнее может быть воспринимать дома, сидя за домашним компьютером.

Что же вам нужно, чтобы дистанционное обучение оказалось полезным?
1. Выделите время в своем графике на занятия
2. Найдите место и договоритесь с окружающими, что вас не будут дергать в это время
3. Не бойтесь задавать вопросы преподавателю
4. Обязательно сами практикуйтесь, потому что практика — движитель прогресса вашего обучения
5. И помните — всё получится!


Владимир Вишневский
Основатель, руководитель, ведущий преподаватель Школы Академической Фотографии