Хороший и плохой дизайн для фотографа: в чём разница?

Материал от преподавателя Школы Академической Фотографии — Екатерины Пудановой.
Нет дизайна хорошего или плохого. Есть дизайн решающий или не решающий задачу. Еще, конечно, есть базовые правила и принципы, которые, не используясь, тоже могут стать важной частью конкретного макета. Поэтому абстрактно сложно говорить о хорошем или плохом дизайне. Если ваша целевая аудитория — это жители небольшого провинциального города и у вас простой бытовой продукт, то вам нужен один дизайн, если вы ориентируетесь на средний класс в мегаполисе и делаете что-то высокотехнологичное или элитарное — то вам, очевидно, нужен другой дизайн.

Так, например, у моего папы есть небольшой бизнес, связанный с ЖКХ, в городе с населением 100 000 человек. Когда я оформляла для него объявления и листовки, мне не так важны были идеальные сетки и референсы к авангардистским школам, скорее было нужно, чтобы текст был крупным и надпись "скидка пенсионерам" точно читалась издалека без очков.

Поэтому прежде, чем вы начинаете создавать фирменный стиль для вашего проекта или для вас, как фотографа, нужно сначала понять, кто те люди, с которыми вы хотите говорить, и какой визуальный язык им понятен.

Примеры оформления флаеров под разные целевые аудитории
Конечно, есть базовые основы дизайна — композиция, верстка, типографика, то, как элементы взаимодействуют между собой. Но если вы не будете понимать свою задачу, то даже при качественном исполнении дизайна, вы не сможете достичь нужного результата. Помните пенсионеров с объявлениями из примера выше?

Поэтому перед тем, как вы начнете работать над своим фирменным стилем, вам нужно ответить на несколько простых вопросов:
КТО
те самые люди, которые будут смотреть на ваши работы;
ЧТО
вы хотите им сказать (своим сообщением, фирменным стилем, постами в социальных сетях и т.д.)
КАК
какими способами вы хотите с ними взаимодействовать (оформлять соцсети, делать сайт, разрабатывать афиши и рекламные баннеры и т.д.)
ПОЧЕМУ
людям вообще должно быть интересно то, что вы делаете (чем вы можете быть им полезны)
Ответить на эти вопросы лучше письменно. Так, у вас будет хороший базовый бриф, к которому вы сможете возвращаться, когда решите сделать что-то новое. Так, например, если вы специализируетесь на фэшн-съемке, вам может быть не нужно делать флаеры с прейскурантами (как для детских и школьных фотосессий), а лучше будет сосредоточиться на сайте и соцсетях.

Если говорить о визуальной части, то для фотографов особенно важно в первую очередь ориентироваться на то, что вы сами снимаете. Важно не быть в отрыве от контекста вашей деятельности. Дизайн должен гармонировать с теми фотографиями, которые вы представляете зрителю. Если так не было изначально задумано, то будет как минимум странно предметному фотографу с фокусом на машины и технику использовать в оформлении профиля и сайта воздушные шарики, конфетти и другие элементы стиля детских фотографов.

Лучший способ развить свое внутреннее понимание того, что является хорошим дизайном для вас лично — это развивать насмотренность. Хотя бы 15 минут в день тратьте просто на то, чтобы посмотреть на что-то красивое. Если вы фотограф, то очень важно также научиться специально обращать внимание на то, что фотографией не является. Самые лучшие идеи мы всегда находим в смежных областях. Поэтому вместо того, чтобы смотреть, какие фирменные стили есть у ваших коллег, лучше поискать, например, варианты красивого веб-дизайна, рассмотреть фирменные стили для бизнеса, может быть, даже изучить какую-то качественную анимацию. Лучше придумать что-то свое, что будет вам лично подходить, чем скопировать фирменный стиль другого фотографа.

Попробуйте несложное упражнение: выберите пять макетов, которые вам нравятся, пять картин и пять анимированных роликов. И опишите что именно вам в них нравится, а затем - какими визуальными средствами это достигается. Если найдете что-то общее, то может быть, это именно то, что вам стоит использовать у себя. Изучение референсов и сбор красивых мудбородов, конечно, полезны. Но анализ делает их полезными еще больше.

Помимо этого, в поиске собственного стиля поможет и насмотренность внутри своего портфолио. Откройте те свои фотографии, которые вам нравятся или которых вы бы хотели больше снимать в будущем, посмотрите на них и найдите, что в них общего. Запишите это письменно. Например, "у меня всегда много пространства слева", "у меня все снимки черно-белые" и т.д. И исходя из этого можно попробовать выстроить схему того, как можно это оформить в дизайне. То есть, можно искать идеи не только снаружи, но и находить их внутри своей работы. Так, к примеру, если вы любитель центральной композиции, то соберите для себя коллекцию референсов с дизайном макетов с элементами по центру и возьмите из них лучшее.

В целом графический дизайн — это достаточно упорядоченная дисциплина, которая поможет вам научиться мыслить более комплексно над тем, что вы делаете в фотографии. Как бы хорош не был продукт, подходящая упаковка ему никогда не помешает.



Екатерина Пуданова
Преподаватель Школы Академической Фотографии, дизайнер, иллюстратор