Маргарет Бурк-Уайт: первая женщина-фотограф в штате журнала LIFE

«Камера — это удивительный инструмент. Проникнитесь объектом, и она буквально проведет вас за руку»
Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) является одним из значимых фотографов XX века. За свою жизнь Маргарет стала свидетелем сразу нескольких крупных исторических событий. Они нашли отражение в ее работах: «пятилетки» в СССР, Вторая мировая война, раздел Индии и Пакистана, Корейская война и др.

Маргарет Бурк-Уайт родилась в Нью-Йорке в 1904 году и выросла в сельской местности Нью-Джерси. Ее отец был инженером, а мать — домохозяйкой. Фотографией Маргарет начала интересоваться довольно рано, и, по словам брата Роджера, «ее интерес к фотографии начался как ... увлечение, поддерживаемое энтузиазмом отца».

С 1921 по 1927 год Маргарет изучала науку и искусство сразу в нескольких университетах США, пытаясь найти свой путь и призвание. В 1925 году Бурк-Уайт вышла замуж за Эверетта Чапмена, с которым позднее переехала в штат Огайо. Там она начала успешную деятельность в качестве промышленного фотографа, и к концу 1920-х годов Маргарет сделала много знаковых снимков заводов и небоскребов — Кливлендская компания Otis Steel Company наняла ее в качестве индустриального фотографа. Через год она уже работала в Fortune.
В 1930 году Маргарет Бурк-Уайт стала первым западным фотографом, получившим официальное разрешение на съемку индустриальных объектов в Советском Союзе. Благодаря резонансу, который вызвали ее снимки о «строительстве коммунизма», творчеством фотографа заинтересовался американский журнал LIFE. Она стала первой женщиной в штате, а осенью 1936 года ее снимок со строительства дамбы Форт-Пек попал на обложку номера. Позднее этот кадр появлился на американских марках.
Во время Второй мировой войны Маргарет Бурк-Уайт снимала фоторепортажи на территории СССР. Она создала много снимков, которые отразили ужасы войны и вклад Советского Союза в ход событий. Благодаря своей неустрашимости и упорству, Маргарет Бурк-Уайт находилась в гуще страстей и могла показать происходящее в тот момент в СССР миру. Кроме того, она запечатлела Сталина, и кадр был выпущен в специальном издании журнала LIFE о Советском Союзе.

Весной 1945 года Бурк-Уайт сопровождала Джорджа Паттона, одного из американских генералов, в поездке по Германии. Тогда ей удалось посетить концентрационный лагерь Бухенвальд. Позже Маргарет писала: «Использование камеры давало некоторое облегчение. Она создавала небольшой барьер между мною и окружающим меня ужасом». На момент войны союзники Запада были в курсе о том, какая жестокость царила в лагерях, но истинный масштаб стал очевиден уже после освещения ситуации фотографами.

В работах многих фотожурналистов на тему Холокоста можно заметить пафос, акцент на многочисленных жертвах и на масштабе чудовищных преступлений. Но в работах Бурк-Уайт мы видим индивидуальность каждого заключенного.
Знаменитый снимок «Освобождение Бухенвальда» был опубликован в LIFE лишь в декабре 1960 года в специальном выпуске о 25-летии издания.
После того, как она посетила Бухенвальд и столкнулась с ужасами концлагерей, Маргарет Бурк-Уайт отправилась в Индию, где сделала известный портрет Махатмы Ганди за прялкой. Позже она также освещала конфликт между Индией и Пакистаном. А 1952 году Маргарет находилась в Корее и вела репортажи с мест событий войны между Северной и Южной территорией.
Маргарет Бурк-Уайт была храброй и преданной своему делу. Об этом свидетельствуют многочисленные кадры с изображением Маргарет в процессе работы: она забиралась на самый край небоскребов Нью-Йорка, летала на вертолете, свесившись с него на тросе, и все это — ради удачного кадра. Последние восемнадцать лет жизни Маргарет боролась с болезнью Паркинсона, писала книги. В 1963 году она опубликовала автобиографию «Мой портрет» («Portrait of Myself»), которая стала бестселлером. После этого из-за прогрессирующей болезни она стала проводить почти все время в своем доме в Коннектикуте.

Маргарет Бурк-Уайт скончалась в 1971 году в возрасте 67 лет, оставив потомкам наследие из тысячи изображений ключевых событий XX века.