Top.Mail.Ru

Интервью с Надей Пышкиной

  • Надя Пышкина
    Наставник, коуч фотографов и преподаватель. Контент и lifestyle фотограф, специалист в области визуала и трендов.
— Расскажи, как пришла в фотографию
— Я пришла в фотографию десять лет назад, и основной мой позыв был в том, чтобы фотографировать своего ребенка без вспышки. Она родилась зимой, и фотоаппарат постоянно включал вспышку. А я тогда где-то прочитала, что это вредно для сетчатки, что можно испортить зрение, и поэтому я пошла учиться, чтобы регулировать настройки.

После первого месяца обучения я сразу почувствовала вайб профессии, почувствовала людей, преподавателей и поняла, что, оказывается, вот чем я хочу заниматься. Мне очень понравилось быть внутри фотографии. Я пришла просто овладеть камерой, но осталась там в качестве профессии.
— Какие сложности возникали в начале пути, чего боялась, как ты с этим справлялась?
— Сложности, были с тем, что я набрала огромное количество творческих съемок. И для меня это было сложно. Я их с удовольствием фотографировала и пообещала всем отдать в быстрый срок. Но я не знала, что обработка занимает огромное количество времени, и я просто ночами сидела в обработке. Я помню, для меня это был такой резкий вход в огромное количество работы.

И еще, конечно, многозадачность первых этапах была сложной. В том, что нужно следить за настройками, за атмосферой, за одеждой, за позами, за светом, за тем, что получается в кадре и в целом за материалом.

И, конечно, я все равно думала о том, как на этом заработать. Когда ты выпустился с курса, ты стал один, единственной величиной, тем, кому это вообще надо. И было довольно сложно найти какое-то свое место, найти нишу, найти клиентов, начать проявляться в сетях, о чем-то говорить. Но не было страшно, что я делаю что-то не так. Мне было просто, потому что я всегда себе говорила, что это первый год, я начинающий. Я могу ошибаться, могу что-то делать не так. Поэтому не брала много денег (где-то около тысячи или две тысячи у меня стоила работа), и я разрешала себе ошибаться.
— Снимала ли ты бесплатно/тфп? Если да, как решилась отказаться от бесплатных съемок?
— Да, конечно. Я снимала бесплатно тфп и до сих пор снимаю. Почему я раньше это делала? Потому что я понимала, что соседей и друзей я уже всех переснимала. Но ты выходишь на определенный уровень, когда ты начинаешь фотографировать незнакомых людей. Они изначально тебя воспринимает, как фотографа. А значит это совершенно другая ответственность.

И я поняла, что это целый мир неизвестных мне людей, красивых каких-то, разных, очень проявленных, таких, которых у меня нет в окружении. И я поняла, что фотография, оказывается, очень крутой вход к классному окружению. Я начала искать красивых людей, которые красивы именно мне, а не из-за того, что это знакомые. Да, я прямо это чекнула почти сразу и начала очень много снимать. Я была после декрета, я вырвалась в реальную социальную жизнь, и мне было интересно. Я жила еще в пригороде и даже из пригорода ездила фотографировать.

Почему сейчас снимаю тфп? По-прежнему у меня стабильно одна или два съемки в месяц творческие, с командой и имидж-стилистом, визажистом. Потому что несколько лет назад я точно поняла, что очень крутое портфолио не построить только на коммерческих заказчиках. На коммерческих закачках, я выполняю «красиво» заказчика. И, если я буду все время это делать, я вообще забуду, что «красиво» для меня. И поэтому я постоянно, через обновление своего «красиво», также происходит обновление моего портфолио. Это крайне важно. И, какая бы у меня не была занятость по проектам, я всегда делаю хотя бы раз в месяц творческую съемку.
— В какой момент поняла, что можешь увеличить стоимость съемки? Сложно ли (страшно ли) было 1й раз поднимать ценник?
— Если честно, не помню, когда я подняла с двух и больше, помню хорошо, как у меня прошел переход с восьми до десяти, до двенадцати, с пятнадцати до двадцати, с двадцати пяти до пятидесяти. Помню, как я поставила маленький ценник, чуть ли не пятьсот рублей. И, когда спрашивали у меня стоимость: «Сколько у тебя фотография стоит?», я говорила «Пятьсот рублей», а в ответ «А, так ты начинающий!». То есть я своей стоимостью уже снижала порог ответственности и отношение к себе, и мне это не нравилось. Очень. И я с 500, так подняла до 2000 для того, чтобы, как-то немножко в своих глазах хотя бы справиться.

Страшно ли было поднимать ценник? Думаю, да. Я как-то нашла свои записки, и там написано в моих мечтаниях «пять тысяч рублей за съемку», что-то такое. Я мечтала повысить ценник, и мне было страшно. Но за счет того, что не было большого спроса, я просто, не могла себе позволить.

А! Вспомнила, когда я подняла ценник. Я ездила в «Бункер», может быть ты слышала, Ласло Габани был в Казани, там фотографы собирались. И в какой-то момент Ласло Габани нам всем сказал увеличить съемки в два раза по стоимости. У тогда меня было две с половиной где-то, и когда я приехала с «Бункера», у меня стало пять тысяч. Меня насильственным способом, по факту, заставили поднять уровень оплаты. Я бы сама, скорее всего, не решилась бы до пятерки. Но так как мы на обучении еще работали над маркетингом, у меня покрылись расходы, то есть я продала на семьдесят тысяч съемок за неделю. И я поняла, что вообще в этой профессии можно зарабатывать. Это был очень сильный для меня шаг, и мне было очень страшно.

А потом, когда я в остальные разы поднимала, это уже более осознанные моменты были. Потому что я уже работала с блогерами и посмотрела на спрос и на свою занятость, которая тогда была на полтора-два месяца вперед. Окей, у меня станет съемок меньше в месяц, но, по стоимости останется также, зато освобождается время на другие проекты. Обычный предпринимательский подход.

Но вот тогда, этот переход с двух с половиной до пяти, этот принудительный способ через наставника, был очень важен.
— В каком ценовом сегменты ты сейчас работаешь? Планируешь ли повышать цену и страшно ли это делать сейчас?
— Я сейчас не снимаю семьи. Это очень-очень редкий случай, Я снимаю сейчас контент- съемку для брендов, экспертов, компаний. Съемка у меня от пятидесяти тысяч в среднем чеке. В Москве от шестидесяти пяти. Я беру съемку раз в месяц. Мне не нужно больше, потому что я очень много помимо съемок еще делаю. Мне важна преподавательская деятельность, поэтому я не стремлюсь к огромному количеству съемок. Но, тем не менее, мне важно быть прикладным преподавателем, и поэтому я всегда нахожусь в контексте коммерческих съемок.

Хочу ли я поднимать ценник сейчас? Думаю, что пока нет, мне очень комфортно. Но буду поднимать наверное, через год или полтора. У меня по плану работа с медийными людьми, и вот когда я выстрою определенное портфолио с селебрити то тогда, скорее всего, я подниму, И еще здесь момент, почему я не стремлюсь сейчас поднимать. Мне не хочется совсем быть без коммерческих съемок. Сейчас у меня есть аудитория, которой интересно за пятьдесят- семьдесят покупать, а вот за сто уже будет сложнее. Соответственно, мне нужно будет больше ценностей доносить. И в эту ценность нужно закладывать почему ко мне. И мне пока здесь просто не хочется над этим работать. Пока меня все устраивает.
— Недавно ты поменяла свой стиль съемок. Не боялась ли, что уйдут заказчики, что не поймут, что уменьшится объем заказов?
— Нет, мне было не страшно. Мне страшнее предавать себя и снимать то, что мне не интересно, потому что я в какой-то момент заметила, что я переставала людям на съемке давать комплименты и восхищаться ими, говорить, какие они красивые, как что-то они невероятное делают. Я перестала восхищаться тем, что я делаю, и перестала вообще гореть на свои работы. И это худшее, что может быть у фотографа, и это сразу накладывает отпечаток на все проекты и на меня, и на мою жизнь.

Поэтому хуже, если бы я не поменяла. Надо точно меняться, иначе ты просто можешь уйти из профессии, потому что в фотографии точно только по любви. У меня, по крайней мере. Сложнее было найти, что будет интересно. И я не скажу, что я окончательно нашла, от чего у меня прям сильно и невероятно горят глаза. Мне нравится форма, минимализм. Мне нравится, когда я перехожу от содержания к форме объекта. Мне нравятся разные эффекты, контрасты. Я пока инструментами понимаю, что мне нравится, но концептуально не могу сказать и определить свою стилистику.

Заказчики мне доверяют и растут вместе со мной. Я им рассказываю, почему и зачем это. Я их готовлю постепенно. У меня очень много заказчиков, которые со мной много лет, которые уже друзья или приходит ко мне на обучение. Я не очень стремлюсь к большому расширению. Мне нравится, когда есть такая многослойность заказчика, который с тобой очень много прошел. То есть он может прийти за контент-съемкой, потом лав стори заказать, потом семейную. У меня тот уровень, когда я уже дружить начинаю с клиентом, мне он больше нравится, поэтому и не страшно. Я знаю, что я не конкурирую среди фотографов, ко мне приходят как к личности.
— Какой совет бы ты сейчас дала той себе, которая только делала первые шаги в фотографии?
— Хороший вопрос. Мне кажется, когда я делала первые шаги фотографии, я делала все верно. Я очень много работала и до сих пор в таком темпе живу.

Наверное [смеется], не снимать первую свою соседку, которая меня очень жестко раскритиковала. Это была моя первая съемка, которую я с воодушевлением делала. Конечно же, плохо сделала. Она могла бы быть со мной чуть помягче, но она очень жестко мне сказала, что ей ничего не нравится. И я выбирала либо дружить с соседкой, либо заниматься фотографией. В общем, я выбрала фотографию, и с соседкой больше не дружу.

Так что, наверное, выбирать людей. Не всех подряд фотографировать, потому что все подряд не нужны. Потому что иногда мы очень чувствительны. А это чувствительность нам как в плюс, так и в минус порой. И когда в минус, мы очень сильно можем переживать, не показывая это, но все равно грустнеют глаза, и внутри разъедает от этого. Поэтому надо выбирать кого снимать. Но как можно выбирать лучших, если вы не знакомы, ты не знаешь, как они отреагируют? Поэтому просто больше фотографировать и всё. Но я это и делала, поэтому я не могу себе дать этот совет. В общем, я вспомнила, что я была молодец [смеется].