Top.Mail.Ru

«Световая кисть» и её применение в фотографии

Материал от преподавателя #ТогоСамогоШкАФА – предметного фотографа Андрея Голова.
Световая кисть – это инструмент и техника фотографии, часть более общего явления, которое называется "рисование светом" (с англ. light painting). Она интересна тем, что позволяет создавать на объекте съемки необычный светотеневой рисунок – для этого нужен только источник постоянного света, который фотограф перемещает в течение длительной экспозиции.

В качестве такого источника чаще всего используются карманные фонарики. Для первых экспериментов подойдет любой фонарь, но для достижения наилучшего результата прибор должен давать мощный световой поток и обладать возможность регулировать его силу при помощи встроенного диммера.

При выборе фонаря стоит также ориентироваться на такой показатель, как CRI (индекс цветопередачи) – чем он ближе к значению 100, тем естественнее будет оттенок света на объектах.

Лично я для своих съёмок использую мощный тактический фонарь, в котором есть диммер и возможность регулировки цвета, а также режим стробоскопа. Для более точного управления светом я также использую специальные насадки: в моем арсенале есть две трубки – одна с рассеивателем на конце, другая без него (для создания жесткого пучка света).

Для того, чтобы снять объект в технике "световая кисть", вам понадобятся: фонарь, камера с возможностью ручной настройки и штатив. Также, чтобы дистанционно контролировать длительность выдержки, удобно использовать пульт ДУ.

Как снимаем:

— устанавливаем камеру на штатив;

— фокусируемся на объекте и отключаем автофокус - в темноте он бессилен. Заодно отключаем стабилизатор;

— выставляем минимальное значение ISO (около 100 единиц), чтобы добиться высокого качества изображения;

— выбираем диафрагму в районе f8-f11, чтобы получить резкое изображение всех предметов в кадре;

— съёмка со световой кистью возможна только при длинной выдержке, так что в идеале переводим фотоаппарат в режим «Bulb» – в нём вы сможете самостоятельно контролировать длительность выдержки. Если такого режима в камере нет, то в ручном режиме выбираем одно из доступных значений, при котором мы успеем по максимуму осветить всю нашу композицию – для многих сюжетов будет достаточно от 15 до 30 секунд.

Съёмку желательно проводить в темноте. Чтобы было проще ориентироваться в таких условиях, допустимо наличие приглушенного источника света, который не направлен на объект. Более яркие источники могут оказать негативное влияние на конечный результат.

Выставив нужные параметры, нажимаем на спуск и за выбранное время выдержки освещаем "световой кистью" объект. Если в помещении было достаточно темно, на снимке будут видны только те элементы композиции, которые вы осветили фонарём.

Важно отсматривать получившийся результат сразу, не отходя от места съемки. На экране фотокамеры сложно рассмотреть все нюансы ("смазанные" кадры, недостаточное освещение). Поэтому лучше взять с собой на съёмку ноутбук и проверять отснятые кадры на большом экране – так у вас будет "второй шанс" осуществить задуманное, если сразу не получилось.

Световая кисть может использоваться в абсолютно разных жанрах фотографии – не только в предметной съёмке, но и в съёмке пейзажей, интерьеров, портретов. Этот инструмент чаще всего применяется в художественной фотографии, но и в коммерческой съёмке ему тоже найдется работа. Например, с помощью световой кисти можно создавать фоновые блики интересных форм, проходящие через стекло насквозь. Также световую кисть можно использовать в автомобильной съёмке – с помощью led-панели можно осветить весь автомобиль полностью. Иногда в рекламной съёмке световую кисть комбинируют с другими источниками света.

Лично мне больше всего нравится снимать со световой кистью классические художественные натюрморты, включающие в себя, в частности, бутылки интересных форм. Также раньше я часто использовал этот инструмент при съёмке портретов. Если прорисовать световой кистью на длинной выдержке лицо человека, можно получить весьма интересный художественный результат.


Андрей Голов
Преподаватель Школы Академической Фотографии, рекламный фотограф